Метрополитен в Сочи! Подземный участок фуникулёра в заброшенном санатории им. Орджоникидзе

В конце 1940-х годов, за несколько лет до открытия метрополитена в Санкт-Петербурге, в жарком курортном Сочи началось строительство санатория с собственной веткой подземного рельсового транспорта! Короткой, всего на три станции, но почти настоящей ветки метро — со 126-метровым подземным тоннелем, отделанным чугунными тюбингами.

Заброшенный фуникулёр в Сочи
вид на разъезд из нижнего портала тоннеля

Сочинский фуникулёр состоит из двух линий, каждая из которых принадлежит санаториям и предназначена для доставки отдыхающих на пляжи. В настоящее время действует только линия работающего санатория Минобороны, выглядящая достаточно обыкновенно и проходящая по поверхности. Ну а наполовину подземный фуникулёр санатория Орджоникидзе оказался заброшен вместе с самим санаторием.

Заброшенный фуникулёр в Сочи
заброшенный путь, засыпанный палой листвой и заросший лианами

Длина этой ветки «курортного метро» всего лишь 352 метра, ширина колеи 1250 мм — нестандартная для нашей страны. Перепад высот между верхней и нижней станцией — 73 метра. Участок, проходящий поперёк Курортного проспекта, спрятан в тоннель.

Заброшенный фуникулёр в Сочи
разъезд и вид на вагон, остановленный в тоннеле

На нижней и верхней станциях, как и во всех корпусах санатория, дежурят охранники — поэтому осмотр этих павильонов без их разрешения невозможен. Нижний павильон двухэтажный, оформлен ракушками и представляет из себя платформу посадки/высадки, объединённую с заросшим подземным переходом под железнодорожными путями

Заброшенный фуникулёр в Сочи
оформление внешней стены нижней станции

Заброшенный фуникулёр в Сочи
платформа посадки-высадки

Промежуточная же — «средняя» станция — находилась на территории санатория Правда, а ныне просто отгорожена от него заборами. Там же, на плоском участке линии, находился разъезд для правого и левого вагонов

Заброшенный фуникулёр в Сочи
средняя станция и разъезд

Один из двух наклонных участков находится под открытым небом, сильно зарос и засыпан листьями

Заброшенный фуникулёр в Сочи
открытый наклонный участок

В его верхней части, в начале плоского участка, находится «гараж» для одного из двух вагонов с незапертыми воротами и табличкой, предупреждающих о запрете нахождения посторонних, относившейся к эпохе жизни фуникулёра

Заброшенный фуникулёр в Сочи
засыпанный листьями путь

Заброшенный фуникулёр в Сочи
пальмовая ветвь

Заброшенный фуникулёр в Сочи
запрещающая табличка при открытых воротах

Обе кабины, а также весь корпус вагона наклонены таким образом, чтобы при движении по наклонному участку стекло кабины становилось вертикальным

Заброшенный фуникулёр в Сочи
ровная дверь на наклонном корпусе

Заброшенный фуникулёр в Сочи
даже не запылился!

Облегчённые вагоны производства Малаховского экспериментального завода при министерстве угольной промышленности появились здесь лишь после реконструкции фуникулёра в 1985 году, до этого использовались тяжёлые вагоны Сокольнического вагоноремонтного завода. Нынешние же имеют пластиковую обшивку и достаточно просторный салон с кабинами на каждой стороне. Из кабин могло производиться только лишь торможение и связь вагоновожатого с диспетчером, потому как в движение оба вагона приводились массивным колесом, расположенным в машинном отделении верхней станции

Заброшенный фуникулёр в Сочи
нижняя кабина правого («первого») вагона

Заброшенный фуникулёр в Сочи
круглые боковые окошки и наклонный салон

Заброшенный фуникулёр в Сочи
расписание движения в 2010 году, когда фуникулёр ещё не был заброшен

Заброшенный фуникулёр в Сочи
занавески на окнах

Заброшенный фуникулёр в Сочи
наклон салона

Заброшенный фуникулёр в Сочи
ступеньки прохода между рядами сидений

Заброшенный фуникулёр в Сочи
верхняя кабина правого вагона

Заброшенный фуникулёр в Сочи
тюль над окном кабины и тормозной рычаг

После дождя становится очень скользко, но осмотр необходимо продолжать

Заброшенный фуникулёр в Сочи
влажные фиговые листочки

Заброшенный фуникулёр в Сочи
линии изоляторов вдоль рельс

Проходим мимо средней станции и приближаемся к самому интересному — к тоннелю!

Заброшенный фуникулёр в Сочи
нижний портал тоннеля

Портал постепенно зарастает бурной тропической зеленью

Заброшенный фуникулёр в Сочи

Внутри тоннеля посетителей дожидается «первый» — левый вагон

Заброшенный фуникулёр в Сочи
тоннельная морда

Он практически ничем не отличается от «второго» правого, разве что зарос паутиной и сильнее покрылся пылью, — такой же наклонённый и пластиковый. В окружении чугунных тюбингов 1949 года выглядит футуристично

Заброшенный фуникулёр в Сочи
горизонт завален

Заглянем внутрь, хотя салоны двух вагонов практически ничем не отличаются

Заброшенный фуникулёр в Сочи
такие же двери с круглыми окошками, такая же нижняя кабина с рычагом тормоза

Заброшенный фуникулёр в Сочи
заводская табличка-шильдик

Заброшенный фуникулёр в Сочи
«вход в вагон строго по санаторной книжке»

Заброшенный фуникулёр в Сочи
верхняя кабина с тюлью и росписью над окном

Заброшенный фуникулёр в Сочи
салон просвечивается

Заброшенный фуникулёр в Сочи
а за окном — чугунный тоннель

Сам по себе тоннель — «метрошный», диаметром 6 метров, разве что впечатляюще наклоный

Заброшенный фуникулёр в Сочи
стык прямого и наклонного участка

Заброшенный фуникулёр в Сочи
наклонный участок

Заброшенный фуникулёр в Сочи
клейма на тюбингах, год производства 1949

Заброшенный фуникулёр в Сочи
вагон в тоннеле и приятельница, составившая компанию в осмотре

Можно было бы подняться наверх и попробовать осмотреть верхнюю станцию, но там можно попасться охраннику :) Поэтому завершаем осмотр и уходим из этого приятного местечка, по пути случайно спугивая бродящую по путям кошку

Заброшенный фуникулёр в Сочи
пугливый котик на путях

Благодарю за просмотр!

 

Источник

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: